Щ-408

408-c

Технические данные
  • Советская дизель-электрическая подводная лодка типа «Щ» Х-бис серии
  • Длина: 57 метров
  • Вооружение: 2 45мм орудия, 6 торпедных аппаратов (4 носовых, 2 кормовых), 10 торпед
  • Экипаж: 41 человек
  • Погибла после артиллерийского боя с превосходящими силами противника у о. Вайндло
  • Глубина – 72 метра.
  • Обнаружена, обследована и идентифицирована в совместной поисковой экспедиции нашей команды и финской компании SubZone в 2016 году.
Описание

408-1

Подводная лодка типа «Щ» Х-бис серии погибла в мае 1943 года в Финском заливе, после непродолжительного, но очень интенсивного артиллерийского боя с немецкими быстроходными баржами.

408-1

С момента гибели до мая 2016 года детали этого события оставались неизвестными: была непонятна причина гибели лодки, а также оставалось неизвестным, почему же лодки нет в тех координатах, где по сообщениям с финских кораблей, она была потоплена.

История корабля

408-1

История Щ-408 – одна из самых трагических в истории подводного Балтийского флота.

После неудач в борьбе с советскими подводными лодками в 1942 году в 1943 году немцы решили приложить к решению этой проблемы максимум усилий. Были нарощены и уплотнены минные поля, а главным новшеством должна была стать стальная противолодочная сеть, полностью перегораживающая Финский залив. Для Советского союза боевые действия в открытой Балтике, нарушение снабжения Германии железной рудой были стратегически важны для победы, и поэтому командование Балтфлота планировало ведение активных действий силами подводных лодок. Подводники ожидали усиления противолодочных сил и средств противника в Финском заливе, но предположить их реального масштаба никто не мог. И в мае лодки “типа “Щ” первого эшелона стали уходить в море на прорыв в открытую Балтику

408-1

Первой ушла Щ-303, но столкнувшись с противолодочной сетью и встретив мощное охранение противника, видя невозможность выхода в открытое море, ее командир Иван Васильевич Травкин принял решение возвращаться. Из-за активных действий противолодочных сил немцев связаться с командованием он не мог, поэтому в штабе Балтфлота о судьбе лодки были противоречивые данные.

Второй лодкой, отправленной на форсирование Финского залива, была Щ-408 под командованием Павла Семеновича Кузьмина. Кузьмин успешно форсировал первый минный рубеж “Зееигель”, но небольшая течь топлива из цистерн, оставляющая на поверхности воды масляные пятна, стала причиной того, что лодку обнаружил самолет-разведчик, который привел в район лодки силы противолодочной обороны противника.

408-1

Щ-408 начали преследовать три немецкие быстроходные баржи (БДБ).

На лодке заканчивался заряд батарей, запасы воздуха. 22 мая 1943 года в 2:50 ночи Щ-408 всплыла в прямой видимости немецких БДБ и вступила с ними в артиллерийский бой. По описаниям немцев, они отмечали попадания в носовую часть лодки, а также в район кормового орудия. После попадания и взрыва прислуга орудия упала, поднявшиеся на место павших матросы продолжали сражение, добившись нескольких попаданий в БДБ. Всплытие командир лодки Кузьмин использовал для передачи радиограммы на базу: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу помощи авиации. Мое место – Вайндло». После короткого, но жестокого десятиминутного боя подлодка вновь погрузилась, по сообщениям немцев, кормовой частью вниз.

Советская авиация не смогла вовремя прорваться к гибнущей лодке, и каким-то образом помочь ей.

408-1

Немецкие БДБ вскоре сменили два финских минных заградителя: “Риилахти” и “Руотсинсалми”, которые отработали по месту погружения лодки большим количеством глубинных бомб, после чего, в 04:50, отметили появление большого пузыря воздуха и обломков. Продолжавшееся еще несколько дней акустическое наблюдение за районом подтвердило гибель Щ-408 со всем экипажем. Последние звуки из-под воды были услышаны финскими акустиками 24 мая.

На борту финских кораблей оказался фотокорреспондент, который фотографировал все происходящее. Фотографии, которые мы приводим – реальные и относятся к событиям гибели Щ-408.

Состояние на дне: лодка лежит на глубине 72 метра практически на ровном киле с дифферентом на нос, корма заметно выше носовой части. Грунт – глина, лодка заилена практически по ватерлинию. Оба орудия лодки – в боевом положении: пробки вынуты, установлены оптические прицелы, орудия развернуты на левый борт, где находились немецкие БДБ. Рядом лежат открытые снарядные ящики. Командирский перископ поднят, развернут влево (вероятно, Кузьмин осматривал горизонт перед всплытием). Рубочный и аварийные люки закрыты, внутри ограждения рубки лежит пулемет ППШ. Видимых повреждений лодки немного – видны попадания 75мм и 20мм снарядов в рубку, помят и поврежден «плавник» рубки, отверстие от 75мм снаряда приблизительно в том же месте, где лежит автомат ППШ, и где должен был находиться командир Кузьмин во время боя. Видны также небольшие повреждения от глубинных бомб: согнутые леера, оторванная дверь ограждения рубки.

408-1

Судя по обнаруженному на дне, можно сделать несколько выводов:

  • Вероятно, командир лодки Павел Семенович Кузьмин погиб в ночном бою: отверстие от 75мм снаряда у предположительного места нахождения Кузьмина и оставленный ППШ (который, скорее всего, принадлежал ему) говорят именно об этом.
  • Повреждения, которые лодка получила в ночном бою, не привели к ее гибели, впрочем как и повреждения от глубинных бомб. Судя по положению лодки, экипаж пытался всплыть: продуты кормовые цистерны (корма приподнята, хотя лодка погружалась кормой вниз), но носовые цистерны, вероятно, были повреждены в бою, и плавучести и запасов сжатого воздуха не хватило, чтобы поднять лодку на поверхность.
  • Пузыри, которые наблюдали финны, скорее всего, были результатом попытки продува носовых цистерн и всплытия: экипаж лодки принял осознанное решение не покидать гибнущую субмарину (люки закрыты).

408-1

В дальнейшем, уже после экспедиции, при общении с коллегами из музея Щ-408 выяснилась еще одна чувствительная деталь. За год до своего первого (и последнего) похода Павел Кузьмин ездил в отпуск домой. Через 9 месяцев после отпуска у него родился сын, и перед походом он писал жене письмо с просьбой прислать ему фотографию сына. Ответное письмо с фотографией пришло на базу лодки 22 мая 1943 года, как раз в тот день, когда Павел Кузьмин принял свой первый и последний бой. Недоставленное письмо сослуживцы переслали обратно семье, и сейчас оно находится в музее лодки Щ-408, в Санкт-Петербурге.

408-1

Трагическая гибель Щ-408 произвела тяжелое впечатление на подводников Балтфлота. На словах командование обещало им всяческую поддержку и помощь при форсировании Финского залива, а на деле не получилось спасти гибнущую практически в прямой видимости от советских баз Щ-408.

Три последующие попытки прорыва противолодочных заграждений другими лодками в 1943 году закончились безуспешно: погибли С-9 (найдена нами в 2013), С-12 (найдена совместно с финскими поисковиками и идентифицирована в 2018) и Щ-406 (найдена нашей командой в 2017).

408-1

В результате этих событий командование Балтийского флота прекратило попытки прорыва противолодочных заграждений до 1944 года.

В апреле-мае в ходе совместной экспедиции РВК и финской команды SubZone, при поддержке компании «Транснефть», клуба «Гардемарины» и музея Щ-408, лодка была найдена и идентифицирована, а также прояснены многие детали событий, происходивших в 1943 году. Подробнее — в нашем видеоотчете, а также в статьях на сайтах наших друзей:

3d модель объекта