Л-2

Технические данные
  • Советская дизель-электрическая подводная лодка – минный заградитель типа Л II серии, вторая лодка серии
  • Длина: 78 метров
  • Вооружение: одно 100мм орудие Б-24ПЛ, одно 45мм орудие 21-К, 6 носовых торпедных аппаратов, 12 торпед, 20 мин типа ПЛТ в двух кормовых минных аппаратах
  • Экипаж: 54 человека
  • Пропала без вести 14-15 ноября 1941 года
  • Обнаружена эстонской гидрографической службой в 2010 году. Существует информация, что впервые лодку нашел эстонский подводный исследователь Велло Мясс в 2006 году.
  • Идентифицирована финской командой Divers of the Dark и участником Разведывательно-водолазной команды в 2012 году.
  • Глубина: 87 м.
Историческая справка

22 июня 1941 года подводная лодка Л-2 «Сталинец» встретила под командованием капитан-лейтенанта Чебанова Александра Петровича в составе 14-го дивизиона учебной бригады ПЛ КБФ. Лодка находилась в ремонте на заводе № 196, и ее готовность на 1 июля 1941 года составляла 83%. Вскоре ремонт был закончен, и 6 сентября 1941 года Л-2 причислена ко 2-му дивизиону ПЛ КБФ.

13 ноября 1941 года лодка вышла из Кронштадта с полным грузом мин для минных постановок в Данцигской бухте в составе 4-го конвоя на Ханко (эсминцы «Суровый» и «Гордый», минзаг «Урал», 3 тральщика, 6 катеров).
В ночь с 13 на 14 ноября 1941 года у острова Кери корабли вошли в плотное минное поле (заграждение D-46, выставленное минным заградителем «Кайзер»). На мины попали эсминец «Суровый», тральщик Т-206, охотник МО-301. В 01.07 Л-2 подорвалась на мине кормовой частью и лишилась хода, но осталась на плаву; экипаж субмарины приступил к борьбе за живучесть. Был отдан якорь, но длина якорной цепи, равная глубине моря в месте подрыва, и характер дна не давал возможности удержать лодку на месте, сильный ветер начал сносить его в сторону. Через 20 минут Л-2 подорвалась повторно и вновь осталась на плаву. Когда было принято решение оставить корабли и снять экипажи с тонущих эсминца «Суровый» и Л-2, выделенный для помощи подлодке тральщик Т-217 не сумел снять экипаж с аварийной субмарины и, посчитав лодку уже оставленной экипажем, самовольно ушел догонять корабли со спасенными моряками, возвращавшиеся на Гогланд. С Л-2 удалось спастись только мотористу Щербине, электрику Бойкову и радисту Кваснову, которые успели перебраться на дрейфующий рядом эсминец «Суровый» во время случайного сближения кормовых оконечностей двух кораблей. В момент гибели «Сурового» они были сняты с корабля вместе с экипажем эсминца.

Однако Л-2 не погибла ночью 14 ноября, как посчитало советское командование на основе доклада Т-217. В журнале боевых действий ВМС Финляндии есть данные, что поврежденную и дрейфующую лодку видел на западном краю «Юминды» утром 14 ноября финский разведывательный самолет. На основе доклада летчиков, финны отправили канонерские лодки для захвата или уничтожения советской подлодки. Но подойдя к краю минного поля «Юминда», финны не рискнули продолжить движение и вернулись в базу. Вечером финны снова отправили к лодке самолет-разведчик, который обнаружил лодку дрейфующей на восток посреди минного поля. Самолет, совершая облет, сфотографировал лодку и был обстрелян зенитным огнем с Л-2. Утром 15 ноября финские самолеты уже не смогли обнаружить подводную лодку. Вероятнее всего, она подорвалась на минном поле в третий раз и затонула со всем экипажем.

На подводной лодке погибло 50 моряков. В составе погибшего экипажа был известный поэт-маринист Алексей Лебедев, штурман Л-2. Одно из последних его стихотворений, написанное осенью 1941 года, передает настроение перед выходом в поход.

Тебе (Прощание)

Мы попрощаемся в Кронштадте
У зыбких сходней, а потом
Рванется к рейду серый катер,
Раскалывая рябь винтом.

Вот облаков косою тенью
Луна подернулась слегка,
И затерялась в отдаленьи
Твоя простертая рука.

Опять шуметь над морем флагу,
И снова, и суров и скуп,
Балтийский ветер сушит влагу
Твоих похолодевших губ.

Уходят врозь пути кривые,
Мы говорим «прощай» стране;
В компасы смотрят рулевые,
И ты горюешь обо мне.

И если пенные объятья
Нас захлестнут в урочный час,
И ты в конверте за печатью
Получишь весточку от нас –

Не плачь, мы жили жизнью смелой,
Умели храбро умирать –
Ты на штабной бумаге белой
Об этом сможешь прочитать.

Переживи внезапный холод
Полгода замуж не спеши,
А я останусь вечно молод
Там, в тайниках твоей души.

А если сын родится вскоре,
Ему одна стезя и цель,
Ему одна дорога – море,
Моя могила и купель.

Исторические фото Л-2
Командир Л-2 Чебанов А.П.

tchebanov_alexandr_petr

Поэт-маринист, командир БЧ-1 Лебедев А.А.

%d0%bb%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%b2_%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b5%d0%b8%cc%86_%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b5%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87

Обследование погибшей подводной лодки Л-2

Согласно данным эстонских властей, в 2010 году корпус лодки был обнаружен и предварительно идентифицирован, как Щ-301. В 2012 году в ходе погружения к обнаруженному остову дайверами финской команды Divers of the Dark и участником Разведывательно-водолазной команды погибшая лодка была идентифицирована, как Л-2, однако обстоятельства ее гибели требовали уточнения.

В мае и августе 2019 года в ходе экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» совместно с финскими дайверами было проведено обследование и документирование остова подводной лодки Л-2, которая находится в территориальных водах Эстонии, севернее мыса Юминда.

Условия погружения: глубина по грунту 87м, грунт – глина с илом, температура воды +3 градуса, видимость 1-2 метра.

Лодка лежит курсом на юг. Без кренов, с дифферентом на корму так, что нос возвышается над грунтом до уровня клюза, а корма погрузилась в грунт примерно на длину 15-20 метров.

Видимая часть корпуса лодки полностью цела, разрушения от подрывов на минах находятся под грунтом. Верхний рубочный люк закрыт. Зенитный и командирский перископы опущены. На перископных тумбах закреплены магнитный компас и репитер гирокомпаса с закрытыми защитными крышками. Приборы внутри мостика — машинный телеграф поверхностного хода, ручка поворота руля – осмотру недоступны.

Ствол носового орудия Б-24ПЛ приподнят, затвор открыт, кранцы первых выстрелов закрыты. Кормовое орудие 21-К находится в боевом состоянии – ствол задран вверх, оптические прицелы установлены.

Якорный клюз пуст, из него свисает якорная цепь, уходящая в грунт.

Винто-рулевая группа лодки осмотру недоступна, носовые рули тоже.

На лодке имеется носовой аварийные буй. Носовой аварийный люк закрыт. Кормовые аварийные средства осмотру недоступны.

Выводы после осмотра лодки

Исходя из осмотра остова подводной лодки Л-2 можно сделать следующие выводы о последних моментах жизни лодки:

  • Перед гибелью лодка медленно дрейфовала с отданым якорем, который видимо плохо цеплялся за грунт.
  • Экипаж лодки был изготовлен к отражению атак на лодку.
  • Согласно обнаруженным на лодке деталям, а также архивным документам финского флота, можно однозначно сказать, что Л-2 не погибла ночью 14 ноября, как это считалось ранее: лодка была на плаву и боролась за живучесть еще целый день, пока, дрейфуя на восток, вероятно, не наткнулась на еще одну мину, подорвавшись на которой лодка затонула.
Л-2 на дне
3D-модель лодки

Sch-317